Государственный академический театр оперы и балета, носящий в народе простое имя «Большой», - один из старейших и самых значительных русских музыкальных театров. Именно он представляет Россию на мировой театральной арене.
Считается, что столичный театр - самый лучший, самый привилегированный и самый успешный. Возможно, сейчас так оно и есть, но путь Большого к вершине был тернист и трагичен.
«Родился» он весной 1776 года, когда губернский прокурор П.В.Урусов получил от Екатерины II разрешение содержать в Москве театр, при этом выступать другим театральным труппам в столице запрещалось. Избежав тем самым конкуренции, князь пообещал взамен собрать всех «хороших русских актеров», а впоследствии и ставить только «хороший балет». Летом того же года началось строительство здания по проекту Майкла Медокса. Через 4 года театр готов был встречать зрителей, но во время первых представлений что-то пошло не так и деревянное строение вспыхнуло, как спичка.
П.В.Урусов тяжело переживал эту утрату и передал императорскую привилегию своему партнеру - Медоксу, который в течение 5 месяцев отстроил заново здание театра. Большой вмещал тогда 800 человек, имел три роскошные залы (помимо зрительного), украшенные хрусталем, свечами и зеркалами. Казалось бы все складывалось наилучшим образом: от посетителей не было отбоя, репертуар расширялся, владельцы, управляющие богатели...
Однако осенью 1805 года огонь снова поглотил Большой и подчистую уничтожил всю красоту. На месте красивейшего театра остались лишь обгоревшие стены, а вместо танцоров и певцов на заброшенных руинах поселились лягушки. Некогда гордость Москвы, высилась над землей уродливыми обрубками между Кремлем и Красной площадью.
Только спустя 11 лет было решено восстанавливать здание Петровского (как его тогда еще называли) театра. Строительство началось лишь в 1821 году под руководством О. И. Бове и спустя 2 года театр вновь встречал гостей, однако теперь он стал вторым в Европе по размерам, уступив лишь миланскому «Ла Скала». В своем проекте Бове попытался соединить нерушимую монументальность с гармонией и изящностью форм. Театр чем-то напоминал античный храм, и впечатление это усиливала квадрига с изображением Апполона на колеснице. Как известно, этот греческий бог является покровителем искусств, а его лошади символизируют неукротимые природные стихии. Зрительный зал теперь вмещал до 3 тыс. человек и освещался огромной, потрясающе красивой хрустальной люстрой. Теперь в народе театр стали звать Большой Петровский.
Но, как говорится, «Бог любит троицу» по неизвестной причине, случайно или с чьего-то злого умысла, в 1825 году Большой снова был объят пламенем. Третий, не менее разрушительный, чем остальные, пожар унес с собой большую часть сооружений. Огонь бушевал два дня, прежде чем был потушен. Однако теперь необходимость восстановления театра не вызывала сомнений, и строительство больше не откладывалось. Потребовалось меньше двух лет, чтобы в третий раз возвести здание, однако с некоторым изменениям: Апполон теперь стал из металла, на фронтоне театра появился герб Российской империи, к большому фойе теперь примыкало 4 зала, а зрительный зал стал вмещать 2300 зрителей.
Конечно, было произведено еще много улучшений с технической точки зрения и других, однако именно этот, отстроенный в 1827 году Большой театр дошел до наших дней. Остается надеяться, что череда преград и несчастий на пути Государственного академического театра оперы и балета осталась далеко в прошлом, и артисты будут еще много лет радовать зрителей, выступая на его сцене.